Мотопутешествие по Финляндии
Данный опус будет немного пересекаться с предыдущим: Европа на майские. Однако планируется значительно покороче, будет элемент сравнительного анализа двух поездок. Возможно, это пригодиться для тех, что стоит перед выбором, как ехать: планируя все наперед или решая появляющиеся вопросы на месте.
Однозначного ответа я не дам, могу только показать то, что получилось у нас. Финальный выбор остается за вами. Итак, в путь.
Покатавшись весной по Греции, я поставил мотоцикл в гараж. Кататься хотелось, но катать по нашим убитым дорогам было отвратительно. Приходилось перебиваться поездками на работу и изредка по окружной. Всякому терпению есть предел, к концу лета я достиг своего. Чтобы куда-то поехать мне нужно найти компаньона и организовать отпуск. Никаких приготовлений, которые могут заблокировать поездку на самом деле делать не нужно. Мотоцикл есть, виза есть, деньги на поездку выходят такие, что их копить отдельно не надо.
На самом деле я немного лукавлю. Были вещи которые очень хотелось улучшить до следующей поездки и кое-что нужно было починить. В начале лета перевозил глушитель, замотанный в чехол на заднем сиденье – чехол размотался и попал в цепь. Сорвало хвост, на котором крепился гос номер, защиту цепи; сам номер затянуло между хаггером и колесом. Номер в итоге пришел в негодность. Сразу же заказал новый хвост и защиту цепи. Через 3 недели оказалось, что детали при доставке утеряны, пришлось заказывать еще раз и ждать еще 3 недели. Долго думал и заказал на этот раз правильные крепления для боковых кофров. Решил, что лучше переплачу 200 евро, но буду ездить с более объемными и удобными кофрами. Договорился о покупке БУ ЖПС zumo 550. Заказал нательный кошелек для денег и документов и легкую металлическую сетку с замком, чтобы складывать вещи во время прогулок. Помня о том, что сильно уставали плечи из-за широкого и далекого по посадке руля – заказал новый. Долго мерили в мастерской, что может подойти, нашли очень похожий на нужный на квадрике ямаха. По приготовлениям, кажется, все. Как и в предыдущий раз, кинул посты в соц сетях. Соц сети на этот раз не ответили, ответил Влад, с которым мы так разминулись в прошлую поездку. Спланировали поездку на середину августа. Я хотел на 2 недели, Владу из-за работы больше 1 недели было плохо. Ну что ж, учитывая День Независимости, у нас есть 10 дней. Вроде бы не мало. Куда ехать? Последнее время было жарко, на юг не хотелось. Решили ехать на север, в Прибалтику. Прикинул маршрут. Одних стран Прибалтики как-то маловато, можно зацепить Финляндию. Маршрут теперь выглядит как приключение, йую-ху! Начал гуглить места, выписывать координаты и их часы работы. Успел забронировать один хостел, но Влад говорит давай не привязываться ко времени – это лишит нас гибкости. Сразу решили брать палатку, так что можно рискнуть и без брони; если не найдем жилье – будем спать в палатке. Был только один стремный момент – как бронировать паром из Таллина в Хельсинки. На сайтах не очень понятно и вроде как все забронированно на интересующее меня время 7.30 утра, в интересующий день. Решаем не париться и «посмотреть» на месте.
3 дня до выезда. Все детали на мотоцикл приехали и установлены, гос номер восстановлен. Остался только хвост. Без него ехать нельзя – крепить номер некуда. Хвост приехал, но забрать его не могут, человек в командировке )). Как крайний вариант – паять поломанный пополам хвост, но он достаточно тяжелый – есть риск потерять номер в пути. Кроме того еще ни разу не ездил с новым рулем. Придется выяснять подходит он или нет прямо в поездке.
1 день до выезда. Находится «человек с хвостом», хвост забирают и начинают устанавливать. Мне приходится помотаться по городу, т.к. передал в мастерскую не все отвалившиеся запчасти, но все успеваю. Где не успеваю, меня ждут после завершения рабочего времени, за что отдельное спасибо.
День 0. Харьков – докуда-доедем (Украина)
План таков: выехать после работы пораньше и доехать до Чернигова (блин, о чем я думал! В Чернигов 560 км, светового дня после завершения работы – на 3-4 часа пути!) по любым раскладам туда нереально доехать, но мне показалось, что норм. В итоге даже с тем, что выехали в 17: 30, в 20 вечера, когда начало темнеть, мы были, ой, как далеко от запланированной точки. Фара опять оказалась задранной вверх (( ехать в темноте невозможно. Начали искать жилье. Нашли сравнительно быстро. Это оказался какой-то TIR паркинг. Жилье стоит 70 грн с двоих ))
Комната тесная, удобства вне комнаты, но нам надо только помыться и поспать, так что берем. Кушаем кашу, чай, сникерс, принимаем душ. Я снова запасся кашей быстрого приготовления, орехами, изюмом, сникерсами. Спина просто разрывается. Странно, проехали мало, ехать удобно. Списываю на то, что просто отвык. Ложимся спать. Че-то не спится....А понял! Ровно под нами мастерская, они завели какой-то корч и газуют, что есть дури, угарный газ поднимается как раз к нам (facepalm). Влад говорит, что мы тут точно скопытимся, но вариант с подъемом и переменой места жительства сильно удручает. Других идей нет. Одеваю беруши, прячусь под одеяло и спать.
День 1. Докуда-доехали – Гомель – поле-где-то-между-Бобруйском-и-Минском (Беларусь)
Будильник на 7. Просыпаемся нехотя. Не понятно выспался или нет. Готовим кашу, чай, завтракаем. Выносим шмот, Влад замечает, что сильно провисает цепь. Напрягает мальчика с мастерской подтянуть, подтягиваем на обоих мотоциклах и в начале 10го выезжаем. До границы с Беларусью ничего интересного. На границе очередь, объезжаем, тулимся вперед. Погранец с нашей стороны разворачивает, типа все стоят и вы стойте. ППЦ какой-то. Начинаем убалтывать – ни в какую. Разворачиваемся, немного проезжаем – в этот момент в очереди просвет и мы ныряем туда. Впереди машин 10, очередь идет быстро. Погранец к нам: я ж вам сказал в конец очереди, говорим, что нас пропустили, не верите – спросите. Идет спрашивать, тем временем через его плечо умоляющими жестами активно просим водителя, чтобы пропустил. Водитель пропускает, нам выдают талончик. На паспортный контроль очередь еще больше. Сразу же тулимся всех объезжать, опять нас останавливают – валите в конец. С трудом убалтываем, доезжаем куда можно доехать, дальше дорога к самим будочкам сужается – машины стоят настолько плотно – что никак. Идем, нам оформляют печати о выезде довольно быстро. Пока нас оформляли Влад сбегал к мотоциклу и проехал место затора, дальше он сразу проезжает на сторону Беларуси. Я подумал что потом и так проеду. Ага, как же! Оказываюсь «по ту сторону» прошу машину пропустить – у меня все бумаги оформлены. Начинают рассказывать, что вот они стоят кучу часов, там кто-то не пускает беременную женщину и че это он должен пускать меня. Логика – железная. Кто-то ее не пускает, он не пускает меня )). Говорю, что вы ж и не пускаете беременную женщину, точнее такие как вы, начинает бухтеть, что не пускают такие как я. Бред. На этом заканчиваю беседу. Подходит Влад, показывает другой путь, можно протулиться мимо автобуса и столбом. Разворачиваюсь, аккуратненько протискиваюсь. Едем. Очередь на въезд больше раз в 10. Едем несколько километров. На этот раз выныриваем не перед самым лицом погранца на талончиках, а машин за 10. Проходим к погранцу с талончиками, уговариваем пропустить. Погранец особо не сопротивляется – показывает на будку – спрашивайте там. Идем к будке. Говорим, вот нас к вам послали, из будки говорят: я тут не причем решайте там, откуда пришли. Возвращаемся. Говорит – ну как? Честно отвечаем, что сказали идти к Вам. Выдает талончики. Сам он, тем временем, очень жестко разворачивает мужчину. Мужчина сопротивляется, говорит, что стоит тут с 7 утра, сейчас 16. Видимо он отлучился куда-то и назад не пускают. Словом, ужас. На самой таможне не очень людно. В итоге проходим границу за час. Едем по Беларуси, счета за бак бензина – 60-90 грн. Никто не нарушает! Въехали в Гомель, остановились пофоткаться, остановился какой-то грузовик, подбежал водитель, очень нам обрадовался. Рассказал, что живет в Харькове, практически в моем районе. Долго нас тискал, что-то рассказывал, показал паспорт с пропиской. Меня такая детская радость искренне порадовала. Рассказал куда ехать.
Поехали. Приехали. Парк. Пакую верхние вещи в металлическую сетку, креплю на мотоцикл. Тем временем рядом трется какой-то дяденька с ребенком. Садим ребенка на мотоцикл, душевно общаемся. Дяденька простой-простой. Садится в Прадо с правительственными номерами и уезжает. Мы в шоце. Выглядит он не то, что обычно, а вообще просто, что по одежде, что по манере общения – никаких понтов. Немного гуляем по парку, Дворцово-Парковый Ансамбль закрыт. Двигаем на Минск.
Гомель – офигенно чистый и зеленый город, я такого еще не видел. Улицы пустые – мало что людей, что машин. Дорога до Минска в ремонте. Знаки 50-70 все время. Весь поток едет 50-70. Нас это настораживает, едем так же. Режим езды просто убивает. Ну зато дороги близки к идеальным, расход топлива – около 4 литров. В сочетании с бензином по 0.66 евро – ездить здесь практически бесплатно. В какой-то момент расслабляемся и любуемся природой. Большие деревья – кругом леса, болотистые речки – именно так я себе представлял старые русские сказки про Бабу Ягу.
Всю дорогу болтаем по гарнитуре. У обоих Sena SM10. Офигенно удобно. Надо обогнать колонну TIRов ? Не вопрос. Первый ныряет на обгон и докладывает ситуацию со встречкой, можно смело нырять следом не видя, что происходит впереди. Так мы общались всю поездку. С одной стороны нет времени побыть с собой, с другой стороны – ехать веселее.
Начало смеркаться и решаем высматривать отель. Вокруг – только села, найти отель отчаялись практически сразу и остановились на первом же бугорке. Крутились-крутились, заехали в чей-то огород, разбили лагерь. Тут же стемнело. Поели каши, попили чай. С собой была горелка и кастрюля. Ночь, звезды – красота. Где-то рядом пахнет навозом – но как-то это природно. Температура падает, начинает идти пар изо рта. Одеваемся потеплее и спать. Вчера мы отстали где-то на 400 км, сегодня нагнали где-то 150 из них. Вроде бы нормально.
День 2. Где-то-между-Бобруйском-и-Минском (Беларусь) – Вильнюс (Литва)
Звуки трактора разбудили в 6, спать не комфортно, вставать прохладно. Но вставать еще и нужно, так что поднимаемся, решаем не завтракать, собираться и ехать. Собираемся долго, все движения медленные, все делается не спешно. В итоге смазали цепи, полностью упаковались за 2 часа. Трактор привез свежего навоза в 5 метрах от наших палаток – красота )). Только съехали с поля к трассе, Влад заметил, что лопнуло крепление бокового кофра. Заскочили в колхоз на предмет сварщика, сварщик уже где-то на объекте. Затянули крепления стяжками и поехали. Природа все такая же красивая, однако с подъемом солнца не теплеет. За бортом слегка перевалило за +10. Аккуратно, упав на хвост фуре доехали до Минска. Где б мы еще ехали за фурой и были рады, что едем так быстро, аж 100 км/ч. В Минске нашли мастерскую и сварили лопнувшее крепление, погуляли по центру, покушали в фастфуде типа нашей Пузатой Хаты. Всю дорогу поражались, что в самом центре Минска нет ни плакатов, ни шопов – ничего капиталистического. Только магазины типа Белпечать, Белхлопок, Радуга и все закрыты, т.к. воскресенье. Поехали на Линию Сталина – на входе очередь, решаем не стоять. Нас зовут из очереди, типа че уезжаете – идите мы вас пропустим, но не пошли. Направились на Вильнюс. Всю дорогу по Беларуси проехали на хвостах у местных. На таможне очередь из фур. Решили померять ее, вышло почти 6 км плотно стоящих одна к другой фур. Легковых машин поменьше, но все равно прилично. Где-то из начала очереди нас позвал байкер. Говорит, вперед не щимитесь – никто не пропустит, стойте со мной. Я тут уже 3 часа стою... Стоим с ним, общаемся с людьми из машин вокруг – довольно позитивно и интересно. За нами стоит машина с двумя женщинами и двумя детьми. Рассказывают, что вчера стояли в той же пробке из Украины в Беларусь, что и мы. Стояли с 18 до 12 ночи. Беспредел. Не помню, как долго проходили таможню, но общались и было не в напряг. Байкер пообещал поселить в Вильнюсе.
Въехали в Латвию – снят асфальт, причем мощно так, несколько километров. Едем в «зОкат» сквозь столб были, в который раз говорю спасибо, что у меня турэндурка с трейловой резиной. Протестировал езду стоя – с новым рулем позиция просто идеальная. Как раз под мой рост. Дорогу из-за пыли, понятно, не видно – один раз кидает так, что еще момент и думал вылечу, но при этом рука сама дергает газ и мотоцикл выравнивается. Въезжаем в Вильнюс, байкер пилотирует между машин – я не успеваю не то, что смотреть по сторонам, а вообще за ним не успеваю. В итоге привозит куда-то в центр – говорит вот центр и скрывается. Нде. Под понятием «поселить» я подразумевал нечто иное. Находим местных ребят, пара из них говорят по-русски, проводят нас к хостелу.
Данный хостел полностью забит, там нам дают адрес другого хостела. Довольно быстро находим, опять же, с помощью местных. Селимся.
Комната на 4х, но пока мы одни. Пока принимаем душ, подселяются два парня из Италии. Парни забавные. Студенты, путешествуют с рюкзаками на автобусах в Финляндию. Между собой пособолезновали, что общественный транспорт – отстой, но в то же время позавидовали, что люди без денег могут спокойно катосить по Европе. Пошли гулять. Оказалось, что хостел находится на самой Кафедральной Площади. Тут же пришел к выводу, что всегда надо селиться в центре – это экономит кучу времени. Если бы пришлось куда-то ехать, то забили бы, ведь времени уже – 11й час. С часок побродили вокруг, но сон начал одолевать. С предвкушением сна вернулись в хостел, но не тут-то было! Соседняя комната англичан празднует ДР девочки, слышимость – идеальная, стены из фанеры. У меня механизм отлажен – бируши и спать. Пробег за сегодня 300 км, сократили гуляния по Минску, на завтра 300 км до Риги. Дорогу обещают прямую и хорошую. Байкер нам сказал, что нарушать можно +20 км, чем мы и пользовались.
День 3. Вильнюс – Тракай – Каунас (Литва) – Рига (Латвия)
Ночью в комнату вламывается пьяное тело и включает свет. Я думал Влад ему прорубит. Но нет, просто наорал на двух языках, чтобы телу было понятнее – тело моментально выключило свет и потерялось. Кажется, даже протрезвело.
Утром позавтракали кашей. На кухне бесплатный кофе, чай, сахар – место просто офигеннное. Часов в 9 утра выезжаем, покатались по городу, посмотрели Костел святой Анны.
Влад говорит: давай ездить по стрелкам на достопримечательности. Давай. Заехали в какой-то гостинный двор, погуляли. Атмосферно.
Выезжаем на Пажайслисский монастырь, он в 12 км от Вильнюса. По пути находим дяденьку, который нам очень рад и хочет провести к монастырю. Привозит, рассказывает что работает инструктором по парусному спорту, зовет на чай (здесь рядом). Как-то отказываемся, Монастырь закрыт. Подстава! Я ж подготовлися, нашел в инете режим работы, но все тщетно, в понедельник монастырь не работает. Так что тусуемся вокруг.
Во дворе свадьба и девочки с шампанским дурачатся в мега модном Линкольне, поднимая нам настроение
Следующая точка – Тракай. Подъехали – долго искали замок, заехали не в то село, наконец, нашли. Еврейская бабушка нас тут же попыталась развести на платную парковку у нее во дворе. Забавно. Запарковались бесплатно вне двора, взяли сникерсы, чай – пошли бродить внутри замковых стен.
Интересно, что нет ни заборов ни будок с продажей билетов, ни толп туристов. Приходи – гуляй – никому нет дела. Замок как-то не впечатлил, на картинках был побольше. Ну да ладно, пора ехать в следующую точку. Пошли, было, по тому же пути обратно, но тут увидели путь немного в обход. Пошли, прогуляемся немного? Пошли. Проходим 15 метров и видим замок на острове )).
Блин! Мы были вообще не там и чуть было не вернулись обратно. Идем по мосту на остров. Этот замок уже больше впечатляет, появляются туристы, есть будка с билетиками. Заглядываем через забор, фотаемся. Все, теперь наш долг перед этим местом выполнен!
Следующая точка Каунас. Место с замком находим сразу, парковка рядом и бесплатная. Вокруг замка зелено, бегают дети, игровая площадка. Чувство Европы и спокойствия.
Зашли, посидели в кафедральном соборе. Уходить не хотелось.
На Ригу. Дорога интересная, пейзажи снова меняются. Вдоль дорог домики, обнесенные по периметру деревьями. Заборов нет. Иногда это один домик, иногда 2-3 домика, просто так, среди поля. Въезжаем в Латвию, таможня заброшена. В Ригу попадаем к 8 вечера, идет дождик. Промахиваемся мимо забронированного заранее хостела, находим местных на стоянке, нам подробно рассказывают куда ехать. Хостел – общага, но все чисто, аккуратно. После душевых процедур ехать никуда не хочется. 10 часов вечера, кушаем кашу и спать. Еще раз убеждаюсь, что надо бронировать жилье в пешеходном центре.
День 4. Рига – Юрмала (Латвия) – кемпинг-где-то-в-Эстонии
Завтрак – каша. Бее. Каша начала откровенно надоедать.
На улице дождь. Времени – 10й час. Влад не может завести мотоцикл. Перед выездом из дому он вернул некогда заимствованные провода прикуривателя, но мне было лень их поднимать в квартиру – взяли с собой. Теперь всегда буду возить с собой провода! Накрыли мой мотоцикл тентом, сняли седло, подцепили провода к аккумулятору. Влад завел мотоцикл! Ну и супер.
Выехали в старый город, поднялись на башню, побродили немного по окресностям.
Нашли бюджетную забегаловку. Есть хочется зверски – вся еда выглядит вкусно, стоит копейки. Набрал с горкой! Оказалось вполне съедобно. Вообще, ожидал от старого города большего, какой-то он совсем маленький.
Двинули на Юрмалу. Дорога – идеальная в 3 полосы. Въезд в Юрмалу за деньги, но мотоциклы пропускают бесплатно. Буйная растительность, как в джунглях. Улицы чистейшие и пустые. Много заброшенных домов. Говорят, что как только открыли границы – вся молодежь ломанулась из Латвии в более богатые страны. Пляж пустой.
Прохладно и сыро. Пьем чай из термоса, мочим руки в Балтийском море. Это уже 4е море за текущий год. Будет ли пятое ? )) Уезжать не хочется. Жить здесь? Не понятно. Чисто, воздух прекрасный, но это верный пусть к астме или тубику )).
Следующая точка – Таллин. По плану должны были быть там сегодня к вечеру и завтра утром на пароме выехать в Хельсинки, но уже 16 часов, мы еще не выехали за Ригу. Решаем ехать докуда доедем.
Въехали в Эстонию. Пейзажи меняются снова, леса становятся более густыми и более хвойными. Влад сильно переживал, что надвигается шторм, но шторм, похоже, миновал нас. Небольшой дождик не очень приятен, но координально не влияет. В начале 9го находим указатель на кемпинг. Влад убалтывает хозяйку поселить нас за 10 евро с лица вместо 15. Начало недели – кемпинг пустой. Также договариваемся за завтрак за 3 евро и ужин без обговора цены. Я уже люблю Эстонию! Забавно, что договариваемся обо всем на английском, потом начинаем между собой по нашему, хозяйка такая: ой, я же тоже умею по вашему. Очень позитивные люди! Локальная еда – вкуснейшая! В отельчике на 5 номеров занято 2: мы и семья. Вещи у нас промокли, так что развешиваем на сушку во все доступные места, на включенные на максимум обогреватели в том числе.
День 5. Кемпинг – Таллин (Эстония) – Хельсинки – Турку (Финляндия)
Утро в кемпинге – это нечто! Завтрак заказали на 8:30. Солнце лупит нещадно, но в тени достаточно свежо. Все вокруг мокрое, капли работают как линзы и переливаются в лучах.
Настоящий завтрак! Никакой каши. За 4 первых дня к ней выработалось стойкое отвращение. Твердно решил больше не есть кашу в данной поездке. Завтрак + ужин обошлись нам в 15 евро за двоих. Чудеса?
Природа вокруг – шикардос! Честно, не ожидал такого от Эстонии.
Таллин. В центр въехали по указателям, запарковались как блондинки возле ресторанчика. Места для парковок не так просто найти. Люди из ресторана с удовольствием показали где старый город. Старый город приятно порадовал. Туристов – уйма, вокруг движуха. Ощущение большой достопримечательности. Сам Старый город больше Рижского раза в 2. Забавно, что байкер из Риги два дня назад говорил нам, что смотрите Ригу, в Таллин нефиг ехать – все то же самое. После того, как он нас «поселил» в Вильнюсе, доверия было уже не много и правильно! Поднялись на башню церкви святого Олафа( Олевисте). Подъем на 258 ступенек, где вдвоем разминуться достаточно тяжело. Согласно постановлению городского правительства Таллина, строящиеся в центре города небоскребы не могут быть выше церкви Святого Олафа. Итог: весь старый город как на ладони, залив, паромы.
Оттуда увидели где находятся паромные терминалы на Хельсинки, мы оказались совсем рядом. Погуляли по городу, отобедали в Макдолике.
Удивили дорожные знаки на изогнутой поверхности. Такой знак видно практически под любым углом и решение ж элементарное!
Паромный терминал «B» нашли быстро, поднялись к кассам. Влад начал расспрашивать первым, весь диалог не слышал, но по итогу нам загадали по 70 евро за паром. На сайте я видел за 35 евро. Решили выйти поспрашивать в других местах. Нашли американских байкеров, они послали нас в терминал «С». Покатались, терминал «С» не нашли и вернулись обратно, в терминал «В». Оказалось, терминал «С» – для грузовиков. Начали про себя материть байкеров и договорились больше не уточнять важную информацию у некомпетентных людей. Пошли еще раз к девочке на кассе. На этот раз начал расспросы я. Забавно, что Влад более общительный, а я чуть лучше владею английским. Вот и получалось, что вроде он и говорит с ошибками, но в 90% случаев решает вопросы быстрее.
Оказалось, что более дешевые билеты просто закончились. Вариант на следующий паром на 2 часа позже с экономией по 5 или 10 евро с лица. Решили не заморачиваться. Только купили билеты – девочка говорит, погрузка начинается – едьте на чекин. Где чекин мы уже разведали, бодро идем к мотоциклам, я завожусь, Влад бледнеет и быстро уходит. Только бросает: «ключи потерял...». Через пару минут возвращается с ключом от мотоцикла в руках. Как??? Влад носит ключ на веревочке на шее с специальной защелкой. Кода увидел такую приблиду, подумал – надо и себе такую же. Но ключ за поездку отсоединялся 2 раза, так что нафиг. Буду продолжать хранить в кармане.
Приехали на погрузку, «курим».
Подъехал «наш» байкер из Финляндии, рассказал, что у нас модные места на пароме, т.к. мы грузимся первыми и выезжаем первыми. Поэтому билеты так дорого стоят. Ну что ж, супер. Паром в 3 этажа для транспорта и еще 3 этажа для людей. Через 45 минут ожидания нас, наконец, пускают. Пристегиваем мотоциклы лентами к полу. Мотоциклов на пароме с десяток, более опытные товарищи подкладывают перчатки между лентой и седлом, копируем их поведение. Поднимаемся на верх, почему выбрали этаж с баром сказать не могу, скорее всего надписи на двери и на билетах показались схожими. Очередь в бары выстроилась моментально просто огромная. Вокруг все курят, ветер раздувает дым с пеплом – словом, вообще не комфортно.
Пьем чай с термоса со сникерсами. Вскоре окружение начинает утомлять. Влад идет на поиски места для сна, я какое-то время сижу, но вскоре подсаживаются мужички с рыбой и водкой. Прикидываясь, что не понимаю, что это «наши» – сваливаю. В итоге Влад выяснил что мы пришли на этаж для «бедных», наш этаж более мажорный и выше. Круто. Поднялись. Здесь намного приличнее, тихо, люди с детьми все спокойно и вальяжно. Влад завалился спать на диванчике, я на полу – постить фотки в ФБ.
Приехали в Хельсинки в 18.30. Поздновато, покатались по городу.
Поражает количество вело дорожек – они есть везде. Также есть вело светофоры.
Тачки в городе не буду описывать. Вот, фото слева. Хельсинская Кафедра - справа:
И такого плана довольно много. Ехал он, бедненький, 50 км/ч от одного короткого светофора к следующему.
Двинули на Турку. Дорога – магистраль. Едем с небольшим превышением в 5-10 км/ч. Ехать нам 170 км. Приезжаем в около 10 вечера, порядком подзамерзшие. В первом же отеле нам загадывают 140 евро на двоих «спа инклудед». Говорим, нет, нам это дорого, спрашиваем могут ли посоветовать что подешевле. Девочка на ресепшине улыбается и кивает, сейчас порешаем. Звонит куда-то, говорит, да, есть места, давайте фамилии, сейчас забронирую. Оу-оу! Куда забронирую? Стоимость какая? 150 евро. Да, говрит, это немного дороже. Ну что за люди )). Развод на ровном месте. Благодарим и сваливаем. пока еще чего не посоветовала. Катаем по городу в поисках мотелей. Находим что-то в фастфуде на 2м этаже за 80 евро. Парковка 10 евро, но не охраняется (facepalm). На заправку рядом с фастфудом подкатывает мотоциклист на городском Триумфе. Я – сразу же к нему, типа можешь ли помочь? Парень такой да, если сумею, конечно помогу. Нужно нас поселить за дешево. Не вопрос, говорит, я сейчас катаюсь по городу, могу провести к паре отелей. Супер, свезло нам так свезло. Парень встает с мотоцикла и моей первой реакцией было отскочить подальше. Мне кажется, я даже сделал несколько шагов назад. Парень не сказать, крупненький...Таких больших людей я в живую еще не видел. Достоверно не скажу, но около 220 см и сложен пропорционально, т.е. не выглядит длинным или как-то еще. Издалека обычный человек. Влад под 190 см и смотрится на фоне парня ребенком, я вообще не смотрюсь, достаю до середины груди. Мальчик садится на мотоцикл и сзади напоминает медведя на велосипеде. Катает нас по отелям. В итоге объездили 3 штуки и везде та же ситуация с ценой. В одном за 80 евро нет персонала, покупка номеров через терминал по карточкам. Сходу не разобрались как поселиться. Мне уже становится не удобно напрягать чувака, но он не парится и, похоже, ему нравится с нами возиться. В какой-то момент мы произносим кодовое слово «хостел» мальчик оживает и бодро привозит нас в хостел за 56 евро с двоих + 10 за завтрак. Двор закрытый, место чистое. Супер расклад. Говорит, даже не знал, что в Турку можно так дешево поселиться. Мы же до этого момента максимально тратили 20 евро за ночевку. Мальчик долго рассказывает куда можно прокатиться, записываю названия. Рассказывает как лютует тут полиция. За превышение в 5км/ч отбирают права, за 3 км/ч штрафуют. Рассказывает, что преступности в городе практически нет. Весь город обвешан камерами от пяти(!) различных охранных агентств. Каждое агенство периодично отправляет патрули, т.е. патрули идут один за другим. Я так понимаю, что «пропажи» записи с камер, как это делается у нас, просто исключены.
Времени первый час ночи, хочется покататься по ночному городу, но нужно спать. Влад уже поселился и искупался, а мальчик все рассказывает и рассказывает. Явно ему не часто доводится пообщаться. Очень не удобно его просить откланяться, но приходится. Укатывает катосить дальше.
Атмосфера хостела – как общага в американсикх фильмах, мне нравится.
Мы окончательно сбились с изначального графика. Ну что ж, завтра придумаем новый. День получился длинным и насыщенным – люблю такие дни.
День 6. Turku – Остров Ruissalo – руины Kuusisto – Расеборгский замок – Helsinki – под границей с Россией (Финляндия).
Проснулись не спеша, часов в 8, позавтракали. Шведский стол оказался простым, но все необходимое было. Влад поработал. Он работал все время, когда был доступ в интернет. Я хотел посетить деревню Санты, которая в 700 км на север, но Влад не захотел делать крюк, договорились покрутиться по местному и двинуться обратно. Часов в 10 выехали.
Посетили 2 достопримечательности Турку: Турку замок
и Турку Кафедру. Прокатили по набережной, как нам вчера советовал мальчик, посмотрели кораблики.
Все время моросил небольшой дождик. Хорошо, что город пустой, нет опасности передвижения по мокрому. Либо все на работе, либо люди в этом городе не живут. Совсем не понятно как одеваться. Одеваешь непромокашку – она плотная и жарко, снимаешь – мокро. «Правильная» непромокашка с вентиляцией – необходимейшая штука.
Дальше нам мальчик посоветовал съездить на остров Руссало. Ну, а почему бы и нет? Место типа заповедника, строительство там запрещено. По факту оказалось куча гольф полей и прилегающих отелей. Добрались до конца острова, на пляж. Увидели вот такой экспонат:
Издалека мотоцикл, как мотоцикл, но вблизи понятно, что в 2 раза меньше наших. Не удержались, чтобы не поглумиться.
Пляж оказался со станцией виндсерфинга. Зрелище сногсшибательное: вода, камни, сосны, песок. На улице, не холодно, но в тени куртку снимать не хочется.
Тем не менее, нашли плавающего дяденьку. Причем, он не окунался и с визгом выскакивал, он методично плыл брассом. Только сигары не хватало, впрочем, сейчас не могу с уверенностью сказать, что у него ее не было. Середина рабочего дня, но какая то компания устраивает барбекю. Вот она – жизнь!
Намного покисли с чайком и двинулись дальше, на развалины замка Куусисто, о которых нам также поведал вчерашний мальчик. Интересно, что вокруг огромные луговые просторы, но нет крупного рогатого ската.
Развалины замка людьми не охраняются, но рядом стоит домик по кругу утыканный камерами.
Несколько лавок и между ними кострище. Явно, люди приходят сюда «посидеть» час от часу. Выходит солнышко, греемся, пьем чай. У нас было 2 термоса, так что чаи гоняли – регулярно.
Следующая точка – Замок Росенборг. К самому замку проехать нельзя, пришлось немного пройти. Возле входа стоит закрытая будка с прайсами, но мы делаем деловой вид, и топаем к замку. Никакой ограды нет. Замок на картинках и по описанию менее прикольный, чем на самом деле. Реальная крепость. Поприкидывали как его вообще можно штурмовать. Отовсюду вода, замок врезан в существующую скалу, толщина стен – метра полтора, даже внутренних.
Долго думали как ехать домой. Паромом второй раз не хотелось, решили через Питер. Одно смущало – нет карты России.
Времени 7й час вечера. Едем на Питер. Я путаюсь в показаниях ЖПС и заезжаю обратно в Хельсинки, тратим еще минут 40 по городу, начинает смеркаться. Дорога на Питер – магистраль, подсветка включена. До Питера 380 км. Решаем ехать пока едется. Очень скоро начинает дико холодать. Одеваем все что было, но мерзнут руки и голова. Теплые перчатки оставил дома, подумал что и так будет нормально, подогрева ручек еще нет. Теплую балаклаву тоже оставил дома. Через час понимаем, что надо искать жилье. Находим указатель на отель, сразу вспоминается Эстония, когда по первому же указателю через 200 метров мы нашли кемпинг, но не тут то было. Съехали по указателю с магистрали и искали отель минут 20, когда нашли, увидели припаркованные тачки, штук за 80 самую дешевую, фонтаны и скульптуры на территории; решили даже не спрашивать цену. Едем обратно к магистрали и думаем, что обычная забегаловка не проплатила бы 10 указателей с магистрали. Нахожу в закромах непропокашку на руки – так теплее, но она на размер меньше – жмут пальцы. Пальцы жмут, но тепло. Теперь мерзнет только голова. Так и едем, нахохлившись. Мне уже кажется, что вполне реально доехать до границы, осталось км 50, не больше. Ан нет, магистраль закончилась, свет выключили, ремонт дороги, объезды и колонны очередей. Я практически ничего перед собой не вижу. Так ехать небезопасно. Прыгаем в первый же съезд с дороги, находим деревянный помост рядом с чьим-то домом. Помост – то ли сцена, то ли еще что, но самое главное – там сухо. За бортом +6 и влажно, времени – около 12 ночи. Решаем, что вежливые финны не придут нас выгонять.
День 7. Под границей с Россией (Финляндия) – Выборг – Питер – Великий Новгород (Россия)
Проснулись в начале седьмого. Вроде не замерзли ночью, но ни говорить ни суетиться не хочется. Молча собираем вещи и двигаем дальше.
На границе с Россией очередь небольшая. Становимся в красный коридор, там всего одна машина. К нам подходят – что регистрировать будете? Мотоциклы. Не надо их регистрировать. Ну и супер. Из коридора не выгоняют, оформляют на месте. Первая девушка красивая и вежливая. Вторая – с печатями в окошке – царица мира, разговор сквозь зубы, пальцы в кольцах, словом – такое... Стараемся вмеру улыбаться и не перечить. Рядом уборщица с метлой ругает дальнобоя плюющего семечки. Влад получает бумажку и едет на выход. За ним бежит перепуганная тётя и кричит: «молодой человек, вы куда?». Оказалось, бумажку надо отдавать ей. Вот что, тяжело было сказать сразу? Эх, Россия! Очень в тебя не хотелось ехать.
Остановились позавтракать на первой же заправки, и, как вы уже понимаете – залить бензина ибо въезжали в страну на сухих баках. В России на заправках кормят какой-то быстрорастворимой гадостью типа Дошерак. Здесь и картошка и «мясное» – вкус отвратительный, но есть хочется.
Заехали в Выборг, побродили вокруг крепости. На башню не поднимались – не было местных денег.
Начали, было, собираться ехать дальше, оказалось, что я погнул крепления кофра – разгрузил мотоцикл с внутренней к подножке стороны и он опрокинулся на внешнюю сторону. Инструментов у нас не много, но хватило разобрать и выровнять.
В Питер едем по свеже-проложенной дороге, еще без разметки. Тяжеловато ориентировать в полосах и в местных правилах нарушения правил дорожного движения. Народ едет как попало. Кто-то четко соблюдает скоростной режим, кто-то откровенно «топит». Стараемся сесть на хвост местным и после 5 попыток садимся на хвост белоснежному Мурано с питерскими номерами. Парень оказался нормальным, не исполнял, ехал предельно быстро, но аккуратно. Въехали за ним в Питер, на одном из светофоров – меня это порадовало – поравнялись. Мы посмотрели на него, он посмотрел на нас – заулыбался. Молодой, в модном шарфике, с положенной 3х дневной небритостью – красавчик )). Нам нужно в центр, как туда попасть – не понятно, указатели не попадаются. На очередном светофоре рядом с нами остановился байкер на харлее, спросил нужна ли помощь. Говорим, что надо в центр – грит, поехали, проведу. Попилотировали за ним по городу со всевозможными нарушениями. Первым же делом нужно было скинуть толстый слой теплой одежды и поесть. Нашли столовую. Карточки не принимают, но рассказали где рядом банк. Поменяли по 20 евро, переоделись, покушали – жизнь начала налаживаться. Влад был недавно в Питере и много гулял по центру. Так что знал что есть где. Покатали по Невскому, заехали в Михайловский сад. Автомат принимает только монетки, но 10р сожрал, а на баланс не занес, красавчик )).
Вкус содовой – потрясающий (слева). Посмотрели храм Спас-на-Крови...
Город, конечно, изумительно красивый. На Дворцовую Площадь подъехал парень на электромобиле. Его сразу обступили дети, несколько взрослых и мы. Дети бодро ломанулись внутрь, мы последовали их примеру.
Парень позитивный, катает по городу, рекламирует Эко образ жизни. Машинка 550 кг и на старте делает всех, но по городу все равно страшновато. Думается, в цивилизованной Европе – обязательный городской атрибут. Ближе к 17 часам начали выбираться из города, Выехали, остановились переодеться – на трассу вернуться не можем – поток чудовищный. Когда таки запрыгнули, далеко все равно не проехали. Пробка на много км вперед. Оказалось, в пятницу вечером весь Питер едет на дачу. Едет он с 18 до 23. Немного потолкались в пробке, немного пообъезжали по встречке, в итоге плюнули и уселись покушать на заправке. С едой – так же беда. Немного переждали самую жесть и двинулись дальше, на Москву. Опять в поисках «спонсора», но на этот раз никого толкового не нашли – так, перебивались. С тоской вспоминали покладистый Мурано. Забавно, что скоростной режим нарушают как и у нас, но обгоняют только там, где разрешено. В целом, впечатление сложилось, что ездят более аккуратно и дороги получше.
В наступлением суперок начинаем высматривать мотели. Высматриваем-высматриваем, в течение часа ниче не высмотрели, решили тянуть до Великого Новгорода и селиться там. В Великом оказалось а) выставка собак и все гостишки забиты под завязку б) в городе нет воды. Дежавю )) (здесь автор ссылается на момент, когда в прошлую поездку не было воды в Кременчуге – прим. переводчика). Пока ездили по городу, Влада чуть не цепанул R350. Два дебила решили погонять и позатирать друг друга, один из них, затирая другого, прошел в считанных сантиметрах. В итоге, два censored создания таки нашли друг друга и начались разборки, но мы решили не задерживаться с ними. По итогу поселились задешево, номера по качеству как в нашу первую ночь. Времени уже около 12, перебирать особо не приходится.
День 8. Великий Новгород – Москва – Серпухов (Россия)
Утром, часов в 8-9 дали воду. Вспомнился фильм Бойцовский клуб, вода по качеству была такой же. Кое-как приняли душ, пошли гулять по Кремлю.
Понаблюдали за тренирующимися лыжниками. Мы в куртках – они в велосипедках, все таки человек ко всему привыкает – здесь люди ходят совсем легко одетыми.
Часам к 11 сильно захотелось позавтракать, нашли Чайхану – вмеру мажорное место с вайфайем, где и залипли с довольно вкусной едой.
Из Великого двинулись в Свято-Юрьев монастырь, побродили по округе.
Потом в музей народного деревянного зодчества «Витославлицы». Музей – парк с перенесенными сюда со всей страны деревянными домиками, напомнил детство, когда жил у дедушки с бабушкой в подобном. Рекомендую к посещению.
На Москву выехали вечером, часов в 17. Подъезжали, когда уже было смеркалось. Пробка перед Москвой началась за 50 км. Все стоит очень плотно. Особо узкие мотоциклы идут между рядами, какой-то GS проехал по правой обочине. Влад рвется объехать все справа, но там лужи и ямы, глубина ям не понятная, дорожный просвет у меня не достаточно большой, чтобы рисковать. Объезжаем справа, только когда попадаются куски асфальта. Какой-то дяденька в пробке говорит, чего вы тут стоите? Тут так никто не ездит, включайте аварийку и шуруйте по встречке. Владу эта идея не нравится, но прежде, чем он успевает объяснить почему – я ныряю на встречку. Шуруем мы так достаточно долго, перед очередным перекрестком возвращаемся на место и тут же на встречу едет патруль. Влад говорит: вот дяденька ляпнул и сидит смотрит. А нас тут могут «принять». Если не «примут» – он будет думать какой он молодец, помог пацанам, если «примут» – будет думать, надо же, «приняли», обычно не «принимают».
Начинается дождь. Влад не видит ничего, у меня козырек – ситуация чуть получше. Я еду первым, в какой-то момент Влад начинает истошно сигналить, я замечаю чувака, который перебегает дорогу и уже почти выскочил передо мной. Хватаюсь за все подряд тормоза, но чувак останавливается, чтобы нас пропустить – едем дальше. Нде. Сцыканул не на шутку. Вариантов его спасти откровенно не было.
Выехали на МКАД, порасспрашивали как ехать на Белгород, ответ запомнили приблизительно. Хотелось бы проехать по МКАДУ по сухому, днем и без кофров. Сейчас же мы – самые медленные участники движения. Дождь лупит нещадно, едем, высматриваем нужный поворот, который мы не очень уверены как называется. Едем долго, минут 40, начинаем «заподазривать» что-то не ладное, останавливаемся еще раз спросить дорогу, говорят все верно, едьте. Местами дорожное полотно срезано, но маневрировать боюсь – вокруг мало кто едет медленнее 150, мы едем около 100 км/ч. Надо отдать должное, пилотируют все, но все пользуются поворотниками. За почти час только один господин на большом квадратном лексусе нырял всюду не включая повороты. Наконец, нашли нужный съезд. Знак обещает «зеленую» дорогу до Белгорода – магистраль. Отлично, че. Времени – около 10 вечера, совсем стемнело, идет дождь, но дорога подсвечена, так что ехать можно. Если подсветка не исчезнет – можно ехать хоть до конца. Скорость 120-130. До Белгорода 600 км, это 5 часов пути. В какой-то момент дождь совсем усилился, пришлось остановиться, одеть больше непромокашек. Штаны непромокаемые я вовремя не одел, так что пятая точка оказалась подмоченной. На заправке Влад забыл на мотоцикле шлем и когда дождь превратился в стену и ветром эту стену наклоняло куда попало – залило переговорное устройство. Появились помехи. Остаток пути был практически без эфира, включались только когда надо было что-то обсудить. Оделись, выжали перчатки, решили искать жилье. В первом же месте нам загадали 100$ в каком-то казино или типа того. Похоже Москва приезжает сюда выгулять девочек.
Съезжаем в город под названием Серпухов. Думаем, от Москвы далеко. Название простое. Должно что-то быть. Нифига. Тачки в городе крутые, отели заняты, есть комната за под 100$ с незакрывающейся дверью, на первом этаже гуляют свадьбы. Не годится. В итоге селимся в палатке в лесу на выезде из города. Искали мы жилье опять до 12 ночи.
День 9. Серпухов – Тула – Курск – Белгород (Россия) – Харьков (Украина)
Утром оказалось, что у меня сел аккум. Либо вечером слишком долго подсвечивал, когда ставили палатку, либо включился ЖПС и посадил его. «Прикуриваюсь» от Влада, выезжаем из леса.
По идеальной дороге быстро доехали до Тулы и заскочили купить пряников. Местные сказали, что возвращаться 20 км нет смысла, можно ехать прямо и попадете на дорогу на Белгород. Едем – едем, магистрали нет. Дорога убитая, местами даже грунтовая. Дальше на заправках нам сказали, что новая дорога только до Тулы, дальше ремонтируют мост и другой дороги нет.
Остановились вдоль дороги пообедать, подходит парень в мотоэкипе, зовет к ним. Садимся рядом уточняем у официанта наличие терминала – терминала нет, как и у нас местных денег. Уже думаем ехать дальше, но парни любезно покупают у нас гривны, говорят, что все равно часто бывают в Харькове. Кушаем, общаемся, они вдвоем возвращаются из поездки в Италию. Дальше нам по пути до Курска. Падаем на хвост. Парни пилотируют 140 всю дорогу. Они вдвоем и Влад держатся вместе, я постоянно то догоняю то отстаю – все никак не научусь держать одинаковую дистанцию. Дорожное полотно – отличное. Но разметка странная. Одна полоса в сторону, но отбойник размером с еще одну полосу – такое видел только на магистралях в Греции. Не понятно, почему не сделать 2 полосы – место-то есть. Едем, машины любезно уступают дорогу, смещаясь вправо, так что сплошную пересекать не приходится.
Парни прокатили нас по Курску – идеальные дороги в 3 полосы – вот чего не ожидал. Пилотируют один на круйзере, другой на чоппере – мама не горюй. Мне сзади страшно смотреть, как до машин остаются считанные сантиметры.
Попращались с парнями. До Белгорода снова ехали с допустимой скоростью, хоть передохнул от напряга постоянного пилотирования.
На таможне нас опять развернули погранцы, но очередь была не большая, ничего придумывать не стали. Как не стали и откатывать мотоциклы от таможенной будки – пошли пешком в конец очереди. Парни из очереди поудивлялись что за censored нас развернули, везде пускают так; мы подтвердили, что да, мы тоже не согласны. Пока стояли, подходят 2 таможенника – давайте таможенную декларацию. Я лезу в нательный кошелек, сходу ее не нахожу и начинаю доставать оттуда все бумаги. В какой-то момент таможенники оживляются. Я даже не понял причины радости поначалу...
До этого мы проходили таможню в Беларуси. Россия и Беларусь единственные страны вне Шенгена и я как то провел между ними связь. Так вот, на таможне в Беларуси всюду надписи, что если вы передаете денежные знаки любым способом сотруднику таможни, это расценивается как взятка и далее по тексту в соответствии с уголовным кодексом Республики Беларусь. Знаете, сразу в это верится и передавать денежные знаки совершенно не хочется.
Здесь же оказалось, что я достал из кошелька пачку евро в непромокаемом пакете. Один таможенник сразу начал «шутить», что если сейчас не найдешь декларацию, этой пачки хватит, чтобы ее заменить. Другой, парирует, та нет не хватит. Еще раз смотрят и соглашаются, что должно хватить. Этот разговор как серпом... ну вы знаете по чем.
На Украинской стороне много пропускных будок, в каждой очередь на 2-3 машины – щимиться смысла нет. Болтаем с погранцом, приятный молодой парень. Въехали в Украину около 8, встретили зОкат. На окружной попрощались и около 9 вечера был дома. В итоге не использовался День Независимости, который провел, откисая, дома.